Раздел IV .СТИМУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА.
Статья 25. Экономическое стимулирование охраны труда.
К работникам могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором, соглашением. При расчете размера страхового взноса для каждого предприятия Фондом социального страхования от несчастных случаев, при условии достижения надлежащего состояния охраны труда и снижения уровня или отсутствия травматизма и профессиональной заболеваемости вследствие осуществления работодателем соответствующих профилактических мероприятий, могут быть установлены скидка к нему или надбавка к размеру страхового взноса за высокий уровень травматизма и профессиональной заболеваемости и ненадлежащее состояние охраны труда. Расчет размера страхового взноса с применением скидок и надбавок для каждого предприятия, предусмотренных частью второй настоящей статьи, производится в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.
Статья 26. Возмещение юридическим, физическим лицам и государству убытков, причиненных нарушением требований по охране труда.
Работодатель обязан возместить убытки, причиненные нарушением требований по охране труда другим юридическим, физическим лицам и государству, на общих основаниях, предусмотренных законом. Работодатель возмещает расходы на проведение работ по спасанию пострадавших во время аварии и ликвидация ее последствий, на расследование и проведение экспертизы причин аварии, несчастного случая или профессионального заболевания, на составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц, проходящих обследование на наличие профессионального заболевания, а также иные расходы, предусмотренные законодательством.
Раздел V. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
Статья 27. Документы, относящиеся к нормативно-правовым актам по охране труда.
Нормативно-правовые акты по охране труда - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения.
Статья 28. Разработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда.
Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих нормативно-правовых актов по охране труда проводятся специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда при участии профессиональных союзов и Фонда социального страхования от несчастных случаев и по согласованию с органами государственного надзора за охраной труда. Санитарные правила и нормы утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Нормативно-правовые акты по охране труда пересматриваются по мере внедрения достижений науки и техники, способствующих улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды, но не реже одного раза в десять лет. Стандарты, технические условия и другие документы на средства труда и технологические процессы должны включать требования по охране труда и согласовываться с органами государственного надзора за охраной труда.
Статья 29. Временное приостановление действия нормативно-правовых актов по охране труда.
В случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья условий труда работодатель обязан уведомить об этом соответствующий орган государственного надзора за охраной труда. Он может обратиться в указанный орган с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий по приведению условий труда на конкретном производстве либо рабочем месте к нормативным требованиям. Соответствующий орган государственного надзора за охраной труда рассматривает ходатайство работодателя, проводит в случае необходимости экспертизу запланированных мероприятий, определяет их достаточность и при наличии оснований может, в виде исключения, принять решение об установлении иного срока применения требований нормативных актов по охране труда. Работодатель обязан незамедлительно сообщить заинтересованнымх работникам о решении указанного органа государственного надзора за охраной труда.
Статья 30. Распространение действия нормативно-правовых актов по охране труда на сферу трудового и профессионального обучения.
Нормативно-правовые акты по охране труда обязательны для выполнения в производственных мастерских, лабораториях, цехах, на участках и в других местах трудового и профессионального обучения, обустроенных в любых учебных заведениях. Организация охраны труда на указанных объектах, а также порядок расследования и учета несчастных случаев с учащимися и студентами во время трудового и профессионального обучения в учебных заведениях определяются центральным органом исполнительной власти в области образования и науки по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. К учащимся и студентам, проходящим трудовое и профессиональное обучени (производственную практику) на предприятиях под руководством их персонала, применяется законодательство об охране труда в таком же порядке, что и к работникам предприятия.
Раздел VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА.
Статья 31. Органы государственного управления охраной труда.
Государственное управление охраной труда осуществляют: - Кабинет Министров Украины;
- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;
- министерства и другие центральные органы исполнительной власти;
- Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.
Статья 32. Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда.
Кабинет Министров Украины: - обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;
- представляет на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;
- направляет и координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти по создания безопасных и здоровых условий труда и надзора за охраной труда;
- устанавливает единую государственную статистическую отчетность по вопросам охраны труда.
С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда создается Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, который возглавляет вице-премьер-министр Украины.
Статья 33. Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда.
Министерства и другие центральные органы исполнительной власти: - проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;
- разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды с участием профсоюзов;
- осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий отрасли по охране труда;
- заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;
- участвуют в разработке и пересмотре нормативно-правовых актов по охране труда;
- организуют обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;
- создают при необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают исполнение других требований законодательства, регулирующего отношения в сфере спасательного дела;
- осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях отрасли.
Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделения по охране труда. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам по охране труда. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда: - осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за исполнением функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;
- разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение;
- осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения к ним;
- координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;
- получает бесплатно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения возложенных на него задач;
- участвует в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, разрабатывает и подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.
Решения, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда в пределах его компетенции, обязательны для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд.
Статья 34. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда.
Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации в пределах соответствующих территорий: - обеспечивают исполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;
- формируют при участии представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;
- обеспечивают социальную защиту наемных работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;
- вносят предложения по созданию региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;
- осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно правовых актов об охране труда.
Для исполнения указанных функций в составе Совета министров Автономной Республики Крым местных государственных администраций создаются структурные подразделения по охране труда, действующие согласно типовому положению, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, а также на общественных началах - советы по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
Статья 35. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: - утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;
- принимают решения по созданию коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности.
Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ, соблюдение требований по охране труда работников, занятых на этих объектах. Для исполнения функций, указанных в части второй настоящей статьи, сельский, поселковый, городской совет создает в составе своего исполнительного органа соответствующее подразделение или назначает специалиста по охране труда.
Статья 36. Полномочия объединений предприятий в области охраны труда.
Полномочия в области охраны труда ассоциаций, корпораций, концернов и других объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, образовавшеми объединения. Для исполнения делегированных объединениям функций в их аппаратах создаются службы охраны труда.
Статья 37. Организация научных исследований по проблемам охраны труда.
Фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам охраны труда, идентификации профессиональной опасности организуются в пределах общегосударственной и других программ по этим вопросам и проводятся научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими учреждениями и организациями, высшими учебными заведениями и специалистами.
Раздел III Раздел VII
|